Как правильно написать резюме?

Большинству людей когда-либо приходилось сталкиваться с вопросом трудоустройства. В современных реалиях просто невозможно получить желаемую должность без навыков составления резюме.
В данном материале специалисты нашей организации в области подбора персонала представляют читателю обзор ключевых правил составления резюме.

Что такое резюме?

Curriculum Vitae (от латинского: ход вашей жизни): документ, подчеркивающий исключительность образовательной и профессиональной истории человека – соискателя вакантного рабочего места. Другое название Curriculum Vitae (CV) – резюме.

Резюме является самым гибким и распространенным способом создания заявления о приеме на работу. Оно должно представлять ваши личные данные так, чтобы вы в глазах потенциального работодателя выглядели лучше, чем может быть даже есть на самом деле. Резюме — маркетинговый документ, в котором вы рекламируете самое главное что у вас есть: себя! Вам необходимо «продать» свои навыки, способности, квалификацию и опыт потенциальным работодателям. Одно и тоже резюме может использоваться для подачи нескольких заявок разным работодателям. Именно по этой причине многие крупные рекрутинговые компании не принимают самодельные резюме, а вместо этого используют собственную форму заявки на различные вакансии.

Формирование специализированных форм заявок (резюме) предназначено для выявления наличия необходимой информации и личных качеств, которые требуются работодателю, и не позволит вам приукрасить свои слабые места, что можно легко сделать, написав свое собственное резюме.

Отметим, что не существует одного единственного наилучшего способа для создания резюме. Это ваш документ, и он может быть структурирован по вашему желанию в рамках базовой структуры, описанной нами ниже.

Какую информацию следует включать в резюме?

Один из недавно проведенных опросов работодателей показал, что в реальной практике компании отдают предпочтение следующим параметрам:

  • Предыдущий опыт работы: 45%
  • Квалификация и навыки: 35%
  • Легкость прочтения резюме: 25%
  • Ваши достижения (как в жизни, так и на предыдущих местах работы): 16%
  • Орфография и грамматика: 14%
  • Образование: 9%
  • Личные качества: 9%
  • Четкость цели: 3%
  • Включение в резюме ключевых слов: 2%
  • Контактная информация: 1%
  • Личный опыт: 1%
  • Навыки работы с компьютером: 1%

Личная информация

Обычно, в этот раздел включается ваше имя, адрес, дата рождения, номер телефона и адрес электронной почты.

В европейских странах в резюме обычно добавляют фотографию. Если вы включаете в свое CV фотографию, то стоит понимать, что фото должно быть сделано соответствующим образом и соответствовать принятым в компании корпоративным нормам.

Образование и квалификации

В данный раздел необходимо включить сведения об учебных учреждениях, которые вы окончили, вашу степень, сертификаты и прочие научные достижения.

Опыт работы

В данном разделе необходимо использовать мощные ключевые слова, например: мною было разработано, мною было запланировано и достигнуто, мною было организовано и т.д.

Даже работа в магазине, баре или ресторане включает в себя приобретение навыков командной работы, предоставление качественного обслуживания клиентам и тактичное обращение с жалобами. Не упоминайте обычные, неявные задачи (например, уборка столов), если только конечно вы не подаете заявку на сезонную летнюю работу в ресторане.

Попытайтесь связать полученные навыки с работой. Финансовая работа будет включать в себя навыки ведения бухгалтерского учета, аналитики и решения проблем, поэтому сосредоточьтесь на них, тогда как для получения работы в маркетинговой компании, вы должны уделить внимание наличию у вас навыков ведения переговоров и креативного мышления. Пример:

На протяжении всего моего трудового стажа, я демонстрировал отличные навыки командной работы. Это включало планирование, организацию, координацию и контроль выполняемой работы

Далее пример для сферы розничной торговли:

Мои навыки способствовали выполнению ежедневных целей по продажам, справедливое распределение задач и эффективное общение среди всех сотрудников

Интересы и достижения

Этот раздел должен быть максимально кратким и в точности отражать все ваши положительные стороны.

Не используйте старые избитые клише, например:

В мои интересы входит общение с коллегами, друзьями

Число ваших пассивных хобби также должны быть минимальным (чтение, просмотр телевизора, коллекционирование марок) – в противном случае вас могут воспринимать как человека с пассивным образом жизни.

Покажите свой диапазон интересов. Широкий кругозор соискателя для работодателя значит то, что он может общаться с любыми клиентами.

Необычные хобби могут помочь вам выделиться из толпы: прыжки с парашютом или альпинизм могут показать работодателю ваше желание испытать себя, а также способность полагаться только на самого себя в сложных ситуациях

Любые интересы, связанные с работой, также заслуживают упоминания. Например, если речь идет о финансовой сфере – то можно упомянуть чтение соответствующей литературы.

В данном разделе важно отметить наличие у вас любых лидерских качеств: капитан или тренер школьной спортивной команды, председатель студенческого общества и т.д.

Навыки

Традиционно, навыками, которые указывают соискатели, являются владение иностранными языками, навыки использования компьютерных программ (например, «хорошее знание MS Access, Excel, Word и прочих программ)

Рекомендации

Многие работодатели не проверяют ссылки на рекомендации на этапе подачи заявки, поэтому, если в вакансии не указано обязательное наличие рекомендаций (а у соискателя их просто нет), то можно ограничиться следующей фразой: «Рекомендации доступны по запросу».

Структура и акцент вашего резюме зависит от того, на какую вакансию вы претендуете и что вы можете предложить работодателю.

Если вы подаете заявку на более чем один тип работы, у вас должно быть другое резюме, предназначенное для каждой карьерной области с указанием различных аспектов ваших навыков и опыта.

Какие факторы отличают хорошее резюме от плохого?

Как мы уже указывали в начале данного обзора, не существует единого «правильного» способа написания и представления резюме, однако в большинстве случаев применяются общепринятые правила:

Резюме должно быть ориентировано на конкретную область работы или вакансию, на которую вы подаете заявление, и раскрывать соответствующие навыки, которые вы можете предложить работодателю.

Резюме должно быть лаконичным и четким: логически упорядоченным, легко читаемым и не растянутым.
Документ не должен содержать орфографических и грамматических ошибок. Если вы в своем резюме выделяете навык внимания к деталям, убедитесь, что ваша орфография и грамматика идеально выверены!

Какие ошибки часто допускаются при подготовке резюме?

Данные из множества опросов работодателей свидетельствуют о том, что чаще всего соискатели в своих резюме делают следующие ошибки (обратите на это внимание):

  • Орфография и грамматика 56% — работодатели это замечают!
  • Навыки, указанные в резюме не соответствуют предлагаемой вакансии — 21%
  • Резюме слишком длинное — 16%
  • Резюме плохо отформатировано и не содержит ключевых слов — 11%
  • В резюме не указаны достижения (у всех людей они есть, даже если вам кажется что вот именно у вас их нет) — 9%
  • Неправильно указанные контактные данные — 8%
  • Данные в резюме были слишком расплывчатыми — 5%
  • В резюме была указана ложная информация — 2%
  • Отсутствие фотографии — 1%
  • Прочие ошибки — 3% (перечисление всех личных хобби, использование сокращений)

Какой должен быть размер резюме?

Абсолютных и точных правил, опять-таки нет, но в целом резюме соискателя должно располагаться на не более чем двух листах бумаги формата А4. Согласно данным из опроса работодателей США, 35% респондентов предпочли одностраничное резюме и 19% двухстраничное резюме, а остальные сказали, что размер резюме должен зависеть от вакансии. Текущее состояние рынка труда свидетельствует о том, что работодатели лояльно относятся как к одностраничным, так и к двухстраничным вариантам резюме.

Одностраничное резюме против резюме средних размеров

В некоторых секторах экономики, таких как инвестиционно-банковские услуги, консалтинг и юридический сектор, одностраничное, сфокусированное, лаконичное резюме является более предпочтительным. Конкуренция среди соискателей в данных секторах крайне высока, и рекрутеры, сталкивающиеся с массированным наплывом резюме, выбирают, как правило, более короткие.

Нет смысла вводить много подробной информации в резюме, особенно, если информация не добавляет никакой ценности.

Различные виды резюме

Хронологический: данный вид резюме заключается в изложении вашей жизненной истории (карьеры) в хронологическом порядке, обычно начиная с последнего места работы (обратный хронологический порядок). Это «обычное» резюме является самым легким с точки зрения его подготовки. Однако оно также является полным, подробным, всеобъемлющим и корректным с биографической точки зрения, и как правило, хорошо подходит для «традиционных» работодателей.

Резюме, основанное на навыках: данный вид резюме менее распространен и его текст связывает ваши навыки и способности с конкретной работой (вакансией), выделяя тем самым ваши основные достижения.

Данные еще одного опроса работодателей США показал следующее:

  • 49% работодателей предпочитают традиционное обратное хронологическое резюме (все места работы указаны в обратном хронологическом порядке)
  • 6% работодателей предпочитают резюме, основанные на навыках
  • 39% работодателей предпочли сочетания двух вышеперечисленных типов резюме
  • 2% работодателей отдали предпочтение простому портфолио выполненных работ
  • 4% работодателей вообще не имели никаких предпочтений касательно формата резюме

Правильный акцент на вашем резюме

Прежде чем отправлять резюме потенциальному работодателю следует тщательно изучить деятельность компании, а также функциональные обязанности вакансии.

Составлять свое резюме мы рекомендуем под каждую отдельно взятую вакансию, указывая, как именно ваши навыки могут оказаться полезными потенциальному работодателю.

Перед отправкой вашего резюме вы должны сделать его персонализированным. Этой цели можно добиться за счет создания сопроводительного письма, в котором описать почему вы хотите работать именно в этой компании и именно на этой позиции.

Предлагаем вашему вниманию пример формирования резюме, который на наш взгляд соответствует всем вышеперечисленным параметрам:

Скачать пример резюме