Где найти инвестиции для своего бизнеса

Каждый предприниматель, вне зависимости от того, имеет ли он уже собственный бизнес, или только планирует начать деятельность, сталкивается с вопросом привлечения инвестиций.

В данной статье наша команда, в состав которой входят эксперты по планированию и привлечению инвестиций, опишут ключевые механизмы привлечения средств в различного рода проекты (как в уже существующие, так и в новые). Начнем мы свое описание данного непростого процесса с возможных источников привлечения средств, или попросту говоря, опишем доступный широкому кругу предпринимателей перечень возможных вариантов финансирования.

Отдельно отметим, что вне зависимости от того, ваш ищете вы деньги на уже существующий бизнес или пытаетесь запустить новый, инвестиционный проект всегда будет являться объектом оценки со стороны инвесторов (кредиторов), и у этой оценки есть своя собственная, формировавшаяся на протяжении многих лет критериальная база.

Основные источники привлечения финансирования

  1. Первым источником финансирования традиционно является, конечно же, банковский сектор, а также прочие кредитные учреждения. Данный источник финансирования является хорошо знакомым большинству предпринимателей, и мы не будем подробно останавливать внимание на нем.
  2. Вторым источником финансирования являются частные инвестиционные компании, обладающие существенным капиталом и нуждающиеся в наличии прибыльных проектов, вложив средства в которые менеджмент подобных инвестиционных предприятий смог бы увеличить доходность на собственный капитал. Иногда компании подобного рода называют частными инвестиционными фондами.
  3. Третьим источником финансирования являются инвесторы, выступающие как частные лица.
  4. Четвертым источником финансирования является краудфандинг. Краудфандинг представляет собой объединение, как правило, большого количества мелких инвесторов, желающих принять участие в понравившимся им инвестиционном проекте небольшим количеством собственных средств. Привлечение инвестиций по данному направлению, опять-таки, как правило, осуществляется посредством оператора краудфандинга, представляющего собой интернет-портал, на котором размещаются привлекательные с точки зрения оператора идеи, и в которых предлагается принять участие всем желающим. Наша команда не рекомендует уделять данному направлению привлечения средств существенного внимания ввиду «модной» природы данного явления, популярного в основном среди западных инвесторов.

Что нужно большинству инвесторов и чем их можно заинтересовать?

Вне зависимости от выбранного источника финансирования бизнеса (можно попробовать воспользоваться всеми из вышеперечисленных) весь процесс привлечения денег сводится к следующему (и это важно понимать): предприниматель предлагает инвестору участвовать собственными средствами в своей идее. Для всех без исключения заинтересовавшихся во вложении, основным критерием при принятии решения, является критерий соотношения риска и доходности. Проще говоря – соотношения жадности и страха. Жадность, в случае с вложением средств, характеризуется потенциальной доходностью, а страх – рисками потери денежных средств, или рисками получения доходности, не соответствующей ожиданиям инвестора.

Представляя инвестиционный проект, предприниматель должен понимать, что в любой отдельно взятый временной интервал у любого инвестора есть альтернативные варианты размещения своих средств (с альтернативной доходностью). Например, каждый из нас может просто внести средства на депозит в банке и получить относительно безрисковую доходность. Предприниматель должен убедить не только в состоятельности и актуальности своей идеи, но также и в том, что его проект принесет доходность, которая будет превышать доходность по альтернативным вложениям со схожим уровнем риска.

Проще говоря, доходность будущего бизнеса предпринимателя точно должна превышать доходность от инвестирования средств на депозит в банке, в противном случае, инвестору будет попросту неинтересно вкладывать деньги в компанию (проект/идею) предпринимателя.

В инвестиционной среде описанные выше тезисы носят аксиоматический характер, в связи с чем, были разработаны определенные критерии привлекательности вложений, которые и будут описаны ниже. Наши специалисты простым языком научат вас разбираться в сложных финансовых расчетах и, ознакомившись с данным материалом, вы будете в состоянии сами не только оперировать сложной терминологией, но и рассчитывать необходимые критерии инвестиционной привлекательности.

Основные критерии оценки бизнеса перед вложением денег

Представление инвестиционных проектов инвесторам, как правило, производится посредством формирования трех документов: презентация, бизнес-план (в формате Word) и детализация финансовых расчетов (в формате Excel). Предполагается, что ознакомившись и проанализировав все три документа, инвестор получит полное представление не только об актуальности, новизне и конкурентных преимуществах идеи предпринимателя, но также сможет ознакомиться с рациональностью использованных в ходе расчетов предпосылок формирования доходной, расходной и инвестиционной части представляемого проекта. В рамках данной статьи мы не станем подробно останавливаться на том, каким образом должны выглядеть презентация, бизнес-план и финансовые расчеты, а вместо этого разберем принципы формирования основных показателей инвестиционной привлекательности.

В наши дни большинство инвесторов предпочитают рассматривать финансовые показатели проектов (прогнозную отчетность) в формате МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) или в формате US GAAP (американский стандарт предоставления отчетности), вследствие чего, для целей получения средств, следует предварительно ознакомиться с методами составления управленческой отчетности по данным стандартам.

Основные принципы формирования общепринятых показателей инвестиционной привлекательности мы будем рассматривать, используя пример, приведенный в таблице ниже (данный пример описывает денежные потоки гипотетического проекта на горизонте планирования в 5 лет):

Пример инвестиционного проекта

Подробнее о том, что значат упомянутые в таблице показатели:

EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – показатель рассчитывается как простая разница между общей выручкой проекта и всеми операционными расходами проекта.

EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) – показатель рассчитывается как разность между значением EBITDA и величиной амортизационных отчислений.

Чистая прибыль – для того чтобы получить показатель чистой прибыли необходимо из значения EBIT отнять величину процентов к уплате и налоговых отчислений

Величина капитальных вложений характеризует объем вложений, запланированных на приобретение капитальных активов (оборудования, зданий, сооружений, мебели, техники и прочих активов).
Инвестиции в оборотный капитал – данное значение представляет собой разность между значениями оборотных активов и оборотных пассивов компании.

Свободный денежный поток (FCF) – рассчитывается как: «EBITDA – налоги – капитальные вложения – инвестиции в оборотный капитал»; значение данного показателя характеризует чистый денежный результат от деятельности проекта за определенный период.

Ставка дисконтирования – данная величина характеризует альтернативную доходность для инвестора. Для каждого инвестора ставка дисконтирования может представлять собой разную величину, однако именно с данной ставкой и необходимо сравнивать доходность всего проекта. Предполагается, что инвестор может разместить свои вложения с доходностью, которая будет соответствовать ставке дисконтирования.

Коэффициенты дисконтирования – рассчитываются исходя из ставки дисконтирования с учетом количества прошедших временных периодов. Весь смысл данных расчетов заключается в том, что деньги в будущем стоят дешевле, чем деньги в текущий момент на величину ставки дисконтирования (поскольку опять-таки, инвестор может разместить средства по этой ставке и получать доход); все денежные потоки необходимо дисконтировать с учетом коэффициентов дисконтирования. Расчет коэффициентов дисконтирования производится следующим образом: (1+ставка дисконтирования)^n, где n – это период планирования (например, для второго года расчет коэффициента дисконтирования в нашем примере выглядит следующим образом: (1+0,2)^2).

Дисконтированный свободный денежный поток (DFCF) – является ключевым показателем инвестиционной привлекательности и рассчитывается путем деления FCF на коэффициент дисконтирования, соответствующий определенному периоду.

Чистая приведенная стоимость (NPV) – именно по этому критерию большинство инвесторов производит оценку привлекательности бизнеса. Рассчитывается данный показатель как простая сумма дисконтированных денежных потоков по годам (как в нашем примере). Если данная величина положительная, то это значит, что, вложив средства в ваш бизнеса, инвестор заработает больше, чем в случае размещения средств по ставке дисконтирования (в нашем примере под 20% годовых).

Период окупаемости (PBP) – является временным интервалом, в котором суммарный объем (нарастающим итогом) FCF принимает положительное значение.
Дисконтированный период окупаемости (DPBP) — является временным интервалом, в котором суммарный объем (нарастающим итогом) дисконтированных денежных потоков (DFCF) принимает положительное значение. Как можно заметить из нашего примера, период дисконтированной окупаемости существенно превышает простой период окупаемости.

Вывод:

Вне зависимости от внешней привлекательности инвестиционной идеи (проекта) предпринимателя, абсолютное большинство инвесторов, при принятии решения о входе в тот или иной проект, отдают предпочтение анализу количественных показателей (прогнозной отчетности будущего бизнеса). Качественная подготовка финансовых материалов позволит предпринимателю быстрее найти общий язык с инвесторами и получить заветное финансирование своей идеи.

Отдельно отметим, что ввиду того, что предпринимательская деятельность в современных реалиях получает все большее распространение, инвесторы даже не рассматривают проекты, подготовка которых (в особенности это касается финансовой части) не соответствует их ожиданиям.

В связи с этим, лучше заранее ознакомиться с требованиями различных источников финансирования, и уже на основании этих требований осуществлять подготовку презентационных материалов.